Казимир Малевич — яркий представитель художественного авангарда начала XX века, один из самых известных и в то же время загадочных деятелей искусства того времени. Трудно найти человека в нашей стране, не знающего о существовании “Черного квадрата” Малевича, и в то же время мало кому известен “супрематизм” — особая художественная система, разработанная автором скандальной картины.
«Под знаком черного квадрата»
8 июня 1915 года считается датой окончания работы Казимира Малевича над его знаменитой картиной «Чёрный квадрат». Вот уже более ста лет не утихают споры, в чём же гениальность этого произведения и почему оно достойно лучших мест в музеях.
К ХХ веку ситуация в искусстве начала меняться ― изобретение фотографии позволило художникам отойти от привычного подражания реальности и сосредоточиться на своих чувствах. Так искусство перестало служить только красоте ― художники начали изображать свои ощущения и субъективное восприятие мира и начали экспериментировать ― искать его границы. «Чёрный квадрат» ― как раз один из результатов такого поиска.
Суть этого произведения не в его форме, которую, действительно, может повторить любой. Дело в том, что до Малевича никому не приходило в голову, что живопись может быть т а к а я. Не парадный портрет или красивый пейзаж, бытовая сценка. Что живопись может быть принципиально другой, что можно изобразить не осязаемую мысль. Что можно в форме искусства создать антиискусство.
В своей книге «Чёрный квадрат» Казимир Малевич объяснял свой подход к искусству так: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».
Поэтому закрасить квадрат чёрным, или зелёным, или любым иным цветом может каждый. Гениальность Малевича в том, что он придумал принципиально новый подход.
Выбор цвета картины легко объясним: чёрный цвет ― это квинтэссенция всех цветов, если смешать все краски разом, то получится именно чёрный. При этом для создания и восприятия живописи необходим свет. Чёрный цвет ― это отсутствие света. Поэтому «антикартина» Малевича будто бы показывает нам все цвета разом. И вместе с этим на ней изображено то состояние, при котором живопись невозможна.
Если же рассмотреть «Чёрный квадрат» вблизи, то можно также подметить интересные детали.
Во-первых, Малевич использовал не чистый чёрный цвет, макая кисточку прямо в банку. Тёмный оттенок, которым написан «Чёрный квадрат», получен из смеси жжёной кости, которая заменила сажу, а также чёрной охры и арсенида меди ― темно‑зелёного пигмента. Кроме того, художник добавил в краску мел, чтобы картина не бликовала и цвет казался глубоким.
Во-вторых, если вы решите рассмотреть самый первый из «Чёрных квадратов» внимательно, то обнаружите, что картина покрыта трещинами (художники их называют кракелюрами) и через них проступают другие цвета. Картина предлагает будто бы заглянуть за неё, узнать, что же сокрыто за чёрной фигурой.
Современному миру известно четыре «Черных квадрата» Малевича, и это не копии одной картины. Они отличаются по размеру, пропорциям и созданы в разное время.
Первый квадрат был представлен свету году на выставке авангардистов в 1915 году. Малевич разместил картину в «красном углу», в месте, где в православных домах располагают иконы.
Второй «Черный квадрат» был написан в 1923 году для биеннале в Венеции.
Третий квадрат был создан в 1929 году, для своей персональной выставки.
О четвертом квадрате, стало известно аж в 1993 году, когда неизвестный гражданин принес картину в виде залога в отделение Инкомбанка. Картина, написанная примерно в 1931 году, стала собственностью банка. После того, как банк обанкротился, картина перешла в Эрмитаж.
В 1915 году Малевич был небогат и поэтому написал первый из своих «Квадратов» на уже использованном холсте. Рентгенограмма 2015 года показала, что под «Черным квадратом» находятся ещё две картины ― обе также в духе авангарда. Одна ― кубофутуристическая, вторая ― одно из очень ранних супрематических произведений.