МКУ "Нюрбинская МЦБС"

Центральная районная библиотека имени Федота Григорьевича Сафронова

День Олонхо в Республике Саха (Якутия) отмечается ежегодно 25 ноября начиная с 2006 года

Олонхо для якутского народа — есть энциклопедия мудрости, его искусства и поэзии. Это музей, где собран весь алмазный фонд поэтического гения этого народа, все вершины духовного и материального творения его в прошлом. В олонхо можно видеть и чувствовать силу очарования якутского слова.

Лучший олонхосут Республики Саха (Якутия) наш земляк ИВАНОВ Василий Иванович – Чиллэ Баһылай родился в 1950 году в урочище речки Чиллэ на отдаленной местности Хорула  с удивительно красивой природой. Местность Хорула издавна славится мастерами художественного слова, носителями традиционного героического эпоса – олонхо, которые оставили бесценное наследие для всех последующих поколений. Маленький Василий с 4 лет начал исполнять тойук, подражая своему отцу, и  в своих песнях пытался воспевать красоту окружающего мира, передать впечатления остроты восприятия жизни.

Семья Ивановых произошла от рода Булаанкый. В старину, еще во время междоусобных войн под предводительством Тыгын Дархана, воин Булаанкый со своим братом Наланом ушли подальше от жестокости и тиранства Тыгына в глухие места по реке Вилюй. Среди их потомков был знаменитый в свое время Ырыа Дьурустаан – великий олонхосут и тойуксут, навеки оставшийся в памяти поколений. Его внук – Белый Шаман (АйыыОйууна) обладал настолько сильной энергетикой, что в огненную жару сухого лета вызывал ливни, спасая свой народ от голодной смерти.

В детстве у Василия самым близким человеком была бабушка – Эбэллэй Аана, которая исцеляла людей народными средствами. Василий родился вторым ребенком в семье, где было шестеро детей. Отец был многогранной личностью — успешный охотник, именитый мастер по дереву, хранитель устного народного творчества.

Василий работал всю жизнь пастухом урочище речки Чиллэ, где жизнь идет размеренным чередом в тесном единении  с природой. Эта гармония с окружающим миром вдохновила его на многочисленные стихи и напевы о притягательной силе и красоте родного уголка земли.

Василий Иванович, выйдя на заслуженный отдых, переехал в Таркаинский наслег. Истоки родных корней, передавшиеся ему от предков, стали проявляться в виде побуждения к сочинительству эпических сказаний — олонхо. Услышанные в детстве и запавшие в душу импровизации именитых олонхосутов-земляков прочно сохранились в его памяти. На их основе в 2000 году он написал первое произведение – олонхо «Күннүк сиртэн көстөр күөнэ көҕөччөр аттаах Күн Күбээдьэ бухатыыр».  Василий Иванович сначала придумал название олонхо, затем скомпоновал сюжет, который постепенно стал обогащать щедрыми словесными оборотами, эпитетами, сравнениями.

Дальше он продолжил свое увлекательное творчество следующими олонхо:

2001 г. — «Ороһулаан төрөөбүт орулуос дохсун сырыылаах, сүүһүгэр туоһахталаах кыһыл ала аттаах Оҕо туйгун бухатыыр»;

2002 г. — «Дьулусханнаах дьоруо маңан халлаан улуу дьууратыгар тура төрөөбут, барылаччы кистиир бар дьаҕылаттаах Баадьа Баатыр бухатыыр»;

2003 г. — «Буурҕа – силлиэ аргыстаах, чуккулаах атахтаах бороң ала аттаах Дьуру Бөҕө»;

2004 г. — «Алысханнаах алыа  маңан халлаан үөһээ хаттыгаһыгар тура төрөөбүт, добун-дохсун сырыылаах, маңан ала аттаах хорсун – хоодуот Хорула Боотур»;

2005 г. — «Үс үүт бүтэйи үрдүнэн көстөр үүт маңан аттаах мүлүрүйбэт өргөстөөх Мүлдьү Бөҕө»;

2006 г. — «Харалдьыктан көппүт хара улар курдук хаңыл хара аттаах, хорсун – ходуот Хорула боотур»;

2007г. — «Үрүң тулук курдук муус маңан аттаах, күүстээх-уохтаахҮрүң Күүкэйдээн Бухатыыр».

2012 г. — «Күпсүйэ көтөр күүстээх – уохтаах, ходоҕойдоох хорсуна, ала тойон көлөлөөх, күлүмэх күүстээх Күнээк Мүлгүн бухатыыр»;

2015 г.«Харалдьыктан кѳппүт хара улар курдук хаңылай аас хара тураҕас аттаах Хаттас Боотур».

  •  — «Тоҕус халлаан улаҕатыгар тура тѳрѳѳбүт сындыыс курдук сыыйыллар сыыдам сырыылаах дьураа хара аттаах Дьулуруйар Ньургун Боотур».

Исследователи Олонхо отмечают его творческий рост, стремление к совершенствованию  как олонхосута, об этом также говорят его достижения на разных уровнях за последние годы. Он имеет звание «Олонхоһут», как достигший высокого уровня профессионального традиционного исполнительства и имеющий собственный репертуар эпических произведений народный сказитель.

Плодотворная творческая работа Иванова Василия Ивановича- Чиллэ Баһылай отмечена многими Почетными грамотами и дипломами республиканского и районного масштабов, присвоен почетный знак «За вклад в развитие народного художественного творчества РС(Я)» (2010), присвоены почетные звания почетный гражданин Хорулинского и Таркаинского наслегов (2012),обладатель знака отличия РС(Я) «Гражданская доблесть» (2015), в ознаменование 385-летия вхождения Якутии в состав Российского государства награжден юбилейным знаком  РС(Я) «385 лет Якутия с Россией» (2017), за вклад в развитие культуры и искусства РС(Я) награжден почетным знаком «Отличник культуры РС(Я)» (2021).

Таким образом, продолжатель традиций олонхо Василий Иванович Иванов-Чиллэ Баһылай, по преемственности получивший искусство сказительства и развивающий свой потенциал каждодневным трудом, может заслуженно носить звание «Лучший олонхосут Республики Саха (Якутия)».

В наш век всемирной глобализации, стремительного развития информационно-коммуникативных технологий, массового тиражирования западного образа жизни и стандартизации культурных запросов становится особенно актуальной проблемой утрата национально-культурной идентичности. При таких бурных изменениях современного общества для сохранения самобытной культуры народа Саха растет ценность творчества таких людей, как гордость Нюрбинского района Василий Иванович Иванов-Чиллэ Баһылай.